Гарантии и поручительства МСП в тренде
Региональные гарантийные организации наращивают мощности. Последние новости показывают, что поддержка МСП посредством выдачи гарантий и поручительств постоянно расширяется и пользуется спросом у предпринимателей.
Не секрет, что лидирует в этой сфере Московская область. В 2022 г. она оказалась на первом месте по индексу «Оценка государственной поддержки» в исследовании агентства MAGRAM Market Research. У Московской области этот индекс составил 57,33 пункта. Второе место у Москвы (55,78 пункта), а третье — у Татарстана (52,69 пункта).
Но и в других регионах работа гарантийных фондов не стоит на месте. Например, 25 января Новикомбанк (опорный банк Госкорпорации Ростех) сообщил о расширении сотрудничества с Гарантийным фондом Владимирской области. Банк выиграл конкурс на право размещать временно свободные средства фонда на депозитах. В результате такого размещения размер гарантийного капитала увеличится, что позволит малым и средним предприятиям получать больше гарантий и поручительств.
По данным Корпорации МСП, за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 региональные гарантийные организации выдали 19 546 поручительств и (или) независимых гарантий (+187% по сравнению с 2021 годом). Гарантийную поддержку получили 16 770 субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП (+183% по сравнению с 2021 годом). Размер выданных поручительств и (или) независимых гарантий составил 120 триллионов рублей — это практически в два раза больше запланированных 64 триллионов.
Такой объем требует четкой системы учета заявок и автоматизированной работы с ними. Однако сами сотрудники гарантийных фондов жалуются на то, что используемые системы (зачастую «самописные») не позволяют быстро завести заявку и начать с ней работать.
«Борьба с системой» в лице нового программного обеспечения
Работая во многих областях, связанных с финансами, мы постоянно видим, как пользователи борются с различными системами: CRM-системами, внешними системами запроса данных и т.д. Почему так происходит?
Причина в том, что главная цель этих систем — не автоматизация деятельности, а ее контроль. Несмотря на работу UI- и UX-дизайнеров, тестировщиков, изучение клиентского опыта и прочие «клиентоориентированные» штучки, большинство систем, которыми пользуются рядовые специалисты, спроектировано так, чтобы контролировать этих рядовых специалистов. То есть программное обеспечение выступает не другом, а начальником.
Именно поэтому сотрудники так болезненно воспринимают переход на новое программное обеспечение. Сотрудники вынуждены переносить данные из привычного Excel в другую программу, потом в базу. Это мы видели на примерах финансовых приложений и сервисов различных единых информационных систем, куда «загоняли» специалистов гарантийных фондов. Подобные системы спроектированы так, что в них нельзя работать быстро.
То есть традиционный паттерн пользовательского поведения такой: человек борется с системой, и борьба эта априори неравная. Если в классическом офисном программном обеспечении (таком как Excel) пользователю предоставлены широкие функции и полномочия по принятию решений, то в «современном» программном обеспечении его полномочия сужены: он делает только то, что позволяет система. А гибкости в этих системах нет — они так спроектированы.
К чему все это приводит? К тому, что нужен целый класс людей, которые хорошо разбираются в той или иной системе. При этом так называемая доменная экспертиза (глубокое знание предметной области) падает. Растет запрос на высокую квалификацию в узких прикладных вопросах. Все остальное можно знать поверхностно или не знать вообще.
К сожалению, мы как разработчики не можем не констатировать эту тенденцию. Но, к счастью, мы в ней не задействованы.
Автоматизация, а не контроль
Мы пришли в мир программирования из мира финансов и знаем все «боли» сотрудников финансовых организаций, в том числе государственных структур, не понаслышке. Именно поэтому наше программное обеспечение нацелено на автоматизацию работы, а не на контроль пользователя. Пример — CRM-система для гарантийных фондов Yes Systems, интегрированная с реестром МСП. Система имеет простой табличный интерфейс, как Excel, и позволяет обрабатывать большие данные с помощью операций, аналогичных операциям в Excel.
Да, безусловно, в наших системах тоже есть элементы телеметрии, контрольные функции, разделение полномочий и т.д. Ведь «учет и контроль» необходимы в любой государственной организации — и не только в ней. Но мы стараемся автоматизировать работу в том классическом смысле, который был главным для разработчиков еще несколько десятков лет назад и который заложен в классическое офисное программное обеспечение — к сожалению, отживающее свой век. Это то, что близко к современному понятию RPA (Robotic Process Automation — автоматизация бизнес-процессов на основе искусственного интеллекта). Но на самом деле это просто помощь пользователю — именно за этим люди приходят в наши приложения.