Модели Basel II.5
Basel III и
IFRS 9:
что с ними
не так?

И где найти
данные

Posted by Vladimir on June 9, 2021

Расчеты моделей ECL, предусмотренные IFRS 9, а также IRB Basel II.5, часто ограничены нехваткой внутренних данных.

Во многих странах эта проблема решается консорциумом, участники которого могут анонимно делиться проблемными кейсами и получать некие валидированные модели.

Ключевое слово здесь – "некие".

Любой рисковик захочет внимательно оценить все исходные данные и параметры расчетов, чтобы применить модель в бизнес-процессе. Кроме того, в России такого консорциума нет.

Где выход?

  1. Строить модели на собственных данных, переведя их в недискретные распределения, например методом Монте-Карло. Подход неоднозначный, но это лучше, чем использовать статистику "трех дефолтов" или известные статистические методы восполнения пропущенных данных – Multiple Imputation и пр.
  2. Приобрести внешние данные. При этом нужно детально следовать IFRS 9, который четко указывает на недопустимость ложных оценок ECL и недоказанности подходов. Модели, построенные на данных предприятий-банкротов, здесь не совсем применимы. Зачастую в составе кредиторской задолженности банкротов отсутствуют долги перед кредитными учреждениями. Применяя этот подход, нужно как минимум оценить, в каких случаях долги имели место, а в каких нет, и скорректировать выборку.

Более того, для включения в состав "значимой и полезной информации для пользователей финансовой отчетности, позволяющей оценивать суммы, сроки и определенность будущих денежных потоков юридического лица" лучше приобрести данные кредитных дефолтов, собранные на основании публичных источников. Данные неанонимные и полностью легальные. Их можно обогатить микроданными как налоговой, так и статистической отчетности.

Если следовать определению кредитного риска, то он присущ любой операции с положительной разницей во времени между платежом и исполнением обязательства. Поэтому модели, разработанные на реальных данных, становятся все более актуальными. Официальный текст IFRS: кредитный риск – это «риск того, что одна из сторон по финансовому инструменту нанесет финансовые убытки другой стороне посредством неисполнения своих обязательств».

Так что ECL – это в общем-то матожидание вероятности дефолта заемщика, скорректированное на LGD и EAD. А их, принимая во внимание принцип разумности затрат на построение моделей, заложенный в IFRS 9, моделировать легче, чем PD.

Все о моделировании дефолтов — в новой книге Владимира Козлова “Хардкорный риск-менеджмент в картинках”.